Англоязычное слово «буллинг» (bulling) стало общепринятым для обозначения школьной травли и обозначает повторяющуюся агрессию по отношению к определенному субъекту, включающую в себя принуждение и запугивание.
Буллинг– это психологический террор с целью затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализировать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совестных занятий и игр, игнорируют и т.д. Обидчики – буллеры – чрезвычайно избирательны.
Предпосылки буллинга:
⋅ зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения;
⋅ желание подчинить, контролировать кого-то;
⋅ виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства).
Необходимо подчеркнуть, что буллинг достаточно близок по своей структуре к межличностному конфликту, тем не менее отличается следующими характеристиками.
Кстати, повод для буллинга может быть самым разным. Поэтому пострадать от травли может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии.
Такое явление как буллинг имеет много «лиц»: видов и форм.
Существуют разновидности буллинга: моббинг, хейзинг, кибермоббинг и кибербуллинг – англоязычные названия разновидностей этого опасного явления. И для того, чтобы определить направления профилактической работы, необходимо дифференцировать вышеуказанные понятия.
При возникновении буллинга в классе возникает буллинг-структура – социальная система, включающая в себя фиксированные типы участников: преследователи (агрессоры), жертвы и наблюдатели.
От последствий травли страдает не только тот, кому не повезло оказаться в роли жертвы. Ситуация травли в классе и в школе погружает в стресс всех детей, ведь если у нас так – можно, если травля – в порядке вещей, часть обычной жизни, значит, нельзя быть уверенным, что завтра этого не сделают со мной, нельзя расслабляться ни на минуту. Стресс истощает детскую психику, не дает сосредоточенно работать, не оставляет места учебной мотивации, любознательности, развитию способностей, творчеству.
Последствия буллинга для преследователей
Травля – это разрушающий опыт для зачинщиков. В будущем у них меньше шансов на успешную самореализацию и на хорошие отношения в семье, с друзьями и коллегами.
Дети, занимающиеся травлей, чаще сверстников демонстрируют девиантное поведение, включающее драки, воровство, вандализм, прогулы школы, употребление психоактивных веществ.
Последствия буллинга для наблюдателей
Травля – это очень травматичный опыт для свидетелей, они испытывают мучительный внутренний конфликт, поскольку тоже чувствуют, что происходящее – аморально, но еще не имеют сил осознать, что именно не так, и найти выход их ситуации.
Кроме того, они боятся, что, заступившись за жертву, сами станут жертвой, поэтому подыгрывают агрессору, стараясь не чувствовать стыд и унижение. Их представление о себе как «хороших людях» сильно страдает.
Дети, которые становятся свидетелями травли, испытывают страх, беспомощность, стыд за свое бездействие и одновременно испытывают желание присоединиться к гонениями, иллюзорно поддержав свою персональную безопасность.
Часто взрослые, сталкиваясь с травлей в детском коллективе, совершают типичные ошибки, которые приводят к тому, что ситуация травли консервируется или даже усугубляется. Итак, чего не надо делать в случае травли.
Полезные действия взрослых
Памятки по профилактике буллинга